
Виды общественных велопрокатов
Говоря об общественном велопрокате, представляется площадка со стойками, к которым пристегнуты велосипеды. После оплаты человек берет транспорт, а закончив поездку, возвращает транспорт обратно. Примерно так и работают точки, где можно взять двухколесного друга на время.Однако в некоторых крупных городах Америки и Китая практикуется велопрокат с возможностью оставить велосипед в любом месте. Другими словами если понадобился стальной конь, Вы можете его взять напрокат. При этом после поездки нет необходимости возвращать его на исходную точку, тем более если она находится в нескольких километрах и Вам совсем не по пути. Веломашину можно оставить в любом удобном месте. Стоимость такой услуги в разы меньше цены билета за проезд в автобусе или метро. Фантастика? Вовсе нет! Такая система велопрокатов вовсю работает в Пекине, Шанхае и в нескольких населенных пунктах Соединенных Штатов Америки.
Существуют и другие альтернативные виды аренды.
1. «Умные» велосипеды.
Проект городского велопроката запустили две крупные компании: американский вендор под названием «Social Bicycles» и китайский – «Mobike». Стартанули площадки с «умниками» около 9 лет назад.
Как действует система? В раму встроен электронный замок, который пристегивает велик к стационарной стойке или служит блокиратором для колес. Идея создания прокатов «Social Bicycles» впервые заработала в 2009 году и уже охватила несколько десятков крупных городов Америки. Факт отсутствия станций значительно удешевляет услугу и положительно влияет на комфортное пользование данной программой. Также это позволяет увеличивать количество и плотность парковок, так как данный способ намного дешевле, чем организация площадок с автоматикой.
Social Bicycles не нуждается в организации автоматических стоянок, поскольку можно пристегивать стального коня непосредственно к городским парковочным стойкам или к специальным опорам на велопарковках, выполненных в едином стиле. Фиксатор «отпускает» велик посредством специального приложения в смартфоне.
В прошлом 2016 году, в столице Китая заработала система велопроката Mobike, которая насчитывала 2000 единиц безопасного средства передвижения и совсем не предусматривала наличие парковок. Блокировка колеса происходит с помощью GPS-трекера, поэтому в установке парковочных стоек нет необходимости и взятый в аренду байк можно оставить в любом удобном месте. Для снятия «замка», так же как и в «Social Bicycles», необходимо обратиться к приложению в телефоне. Чтобы оставить байк на улице возле метро или входа кафе, достаточно просто воспользоваться кнопкой на специальном фиксаторе.
Китайская компания не предусматривает наличие парковочных станций и стоек, поэтому в качестве стоянок могут служить разметки на тротуарах. Местонахождение любой из моделей легко отслеживается при помощи GPS. GPS-контроллер и блокиратор работают от встроенного генератора постоянного тока (динамо машины).
В использовании этот вид велопрокатов намного удобнее, а организация схемы не требует организации станций, за счет чего расходы на систему значительно ниже по сравнению с другими типами аренд. Такая программа не нуждается в спонсорах, так как способна функционировать исключительно за счет платежей потребителей. Компания способна расти и развиваться без спонсорских пожертвований и вложений других посредников.
2. «Умные» замки.
План, по которому работает вышеописанная китайская компания, пытаются внедрить и ее конкуренты. К тому же, расходы на формирование новой схемы проката, которая будет не менее комфортной, чем Mobike, можно на порядок уменьшить. Для этого нужно заменить использование GPS на Bluetooth. Блокираторы будут открываться с помощью технологии для обмена данными или посредством кода, приходящего на смартфон. Отличаться этот метод от «умных» велосипедов будет только тем, что закрываться замок сможет также с помощью приложения, которое запросит передачу фотографии с припаркованным великом и зафиксирует его местонахождение для другого желающего арендовать двухколесное транспортное средство.
Над разработкой описанного выше вида велосипедного проката сейчас трудятся вендоры Air Donkey, Noke, Dropbyke, Bitlock. Еще пару лет работы, и появятся еще более доступные виды аренды велотранспорта, которые будут развивать пользование экологичным, недорогим и безопасным средством передвижения. Вполне возможно, что подобно китайской фирме, другие поставщики смогут расти благодаря плате пользователей.
3. Велотранспорт возле общественных мест.
Этот проект был запущен совсем недавно в России вендором под названием «Кафебайк». Действует он по следующему алгоритму:
- средства передвижения припаркованы у входа парка, театра, кафе и т. д.;
- ключ для снятия блокировки находится у обслуживающего персонала. Чтобы его получить, пользователю необходимо озвучить код, который приходит ему на телефон СМС-кой, в приложении или через сайт организации;
- арендатор может взять средство для передвижения.
Кафебайк – полуавтоматизированная программа аренды. Человек, желающий прокатиться, начинает свои действия с телефона или сайта поставщика. Затем ему работником кафе или магазина, возле которого находится стоянка, предоставляется ключ. Методика рассчитана на внедрение там, где нет возможности задействовать необходимые суммы денег для организации монтажа автоматических стоек. Тут применяются надежные велосипедные блокираторы в сочетании с традиционными стоянками, что позволяет ограничиться небольшими финансовыми затратами по сравнению с суммами, которые требуются на установку техники для полной автоматизации проката.
Однако у такого типа аренды есть свои минусы. Практически у всех учреждений, возле которых устроена стоянка, график работы не обеспечивает круглосуточную работу парковки. Кроме того, в кафе бывает много посетителей и очереди, что заставляет либо желающего прокатиться на байке ждать, пока кто-то из персонала освободится, либо сотруднику отвлекаться на выдачу ключа.
Данная программа была запущена в 2016 году в Петербурге и Калининграде. В городе на Неве схема стартанула почти с сотней единиц веломашин, в Калининграде – с 35-ю моделями. В дальнейшем есть перспектива по расширению имеющихся и созданию новых проектов по всей территории России.
Вообще велосипедные поездки – дело хорошее во всех смыслах, а наличие арендных площадок в городе обладает многими преимуществами. Отзывы некоторых пользователей говорят о том, что в многоэтажных домах негде хранить двухколесный транспорт. Станция позволяет воспользоваться великом и вернуть его обратно, а не тащить этажами в тесное жилище. К тому же сотрудники парковки самостоятельно производят грамотный уход за всеми моделями. Ведь далеко не все владельцы знают, как правильно чистить, смазывать и хранить двухколесного друга. В прокате за состоянием транспорта следят специалисты. Одним из главных плюсов общественного велопроката является невысокая стоимость услуги за полученное удовольствие от прогулки на ухоженных моделях.